Просветительский проект «Александровский сад» представляет уникальные авторские программы ведущих искусствоведов и специалистов об искусстве конца XIX - начала XX веков. Это цикл программ о наиболее ярких представителях русского модерна и символизма, влияние на мировую культуру которых трудно переоценить, об их творческом поиске глубинных смыслов и новых форм выражения. Информация подается в формате мини-фильмов, погружающих слушателей курса в творческий мир талантливых живописцев, скульпторов, архитекторов.
Авторы программ познакомят участников с уникальными исследованиями и работами лучших специалистов в этой области, информации о которых не найти больше нигде в сети. Цель нашего проекта — показать всю многогранность и богатство русской культуры, привлечь внимание широкой аудитории к творениям гениальных мастеров и рассказать о нюансах и тайнах творческого процесса живым, понятным языком.
Ряд программ посвящен особой странице в истории искусства – русскому модерну рубежа XIX–XX столетий. Работы художников, скульпторов и архитекторов Серебряного века не только ярко отражают национальный характер и менталитет, но и затрагивают глубокие философско-эстетические проблемы. Наши просветительские онлайн-проекты откроют перед слушателями удивительные факты и новые стороны знаменитых произведений искусства. Подарят возможность в полной мере насладиться творениями выдающихся мастеров русского модерна.
К примеру Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»Автор: Ольга ДавыдоваЖемчужина - это одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила ВрубеляБолее подробно роль «Жемчужины» в творчестве Михаила Врубеля освещена в лекции Ольги Сергеевны Давыдовой «Философия предмета: “Раковины” Михаила Врубеля». Впервые в свете новейших исследований в программе дан подробный анализ истории создания и внутреннего содержания этого эстетически многомерного, хотя и камерного по своей графической природе художественного образа.
«Жемчужина» — одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля, квинтэссенция его мастерства как графика-новатора и художника-мыслителя. Она относится к позднему периоду артистических поисков художника и погружает в атмосферу тех дней второй половины 1904–начала 1905 гг, которые были полны новыми эстетическими задачами. В это время Врубель, воспрявший после болезни, размышлял над тайной форм природы и стремился выразить притягательную стихию ее бытия в камерном масштабе графического произведения. «Жемчужина» создана на картонном листе размером 35х43,7 см.
Михаил Врубель использовал необычную технику— в стремлении передать «реальное волшебство» природного организма он выстилал лист бумажными элементами разных конфигурации, раскраски и размера. Этот прием позволил повторить перламутровые слои раковины и придать художественному образу впечатление оживающей декоративной стихии. Переливчатость и трехмерный рельеф «Жемчужины» искусно воссозданы Врубелем с помощью гуаши, угля, пастели и бумажной аппликации.
Нельзя не отметить, что многие современники считали эту графическую работу акварелью, и только в ходе научных исследований была установлена ее точная техника.
Созданная в 1904 году «Жемчужина» была впервые показана публике на II выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге (31 декабря 1904–30 января 1905 гг) и Москве (13 февраля–27 марта 1905 гг). Сейчас она входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.